Происхождение «Бука» сепаратистов: расследование Bellingcat

Краткое содержание
Настоящий доклад представляет собой анализ сведений из открытых источников, в частности социальных медиа, касающихся пусковой установки «Бук», которая была снята на фото и видео на востоке Украины 17 июля и может быть связана со сбитием Рейса 17 Малайзийских Авиалиний.
Хотя в открытых источниках есть информация и о других аспектах трагедии MH17, команда расследования MH17 [портала гражданских журналистских расследований] Bellingcat полагает, что это расследование дает достоверную информацию о происхождении и движении Бука, снятого на фото и видео 17-го июля. Команда расследования MH17 портала Bellingcat также полагает, что на многие оставшиеся нераскрытыми вопросы трагедии MH17 даст ответ официальное расследование, а наше расследование возможно благодаря изучению материала из открытых источников, которые другие организации упустили из виду.
Настоящий доклад разделен на три раздела. В первом разделе изучаются сведения из открытых источников, связанные с движением «Бука» на востоке Украины 17-го июля, во втором представляются доказательства того, что «Бук», попавший на видео и фото 17-го июля, имеет российское происхождение и входил в состав колонны, направлявшейся к украинской границе в конце июня, а в третьем изучается, что происходило с машинами, находившимися в той же колонне, после 17-го июля.По мнению команды расследования MH17 портала Bellingcat, имеются неопровержимые доказательства того, что действующие в Украине сепаратисты 17-го июля контролировали пусковую установку «Бук» и перевозили ее из Донецка в Снежное на трейлере. Пусковая установка «Бук» была выгружена с трейлера в Снежном приблизительно за три часа до сбития MH17 и впоследствии была снята на видео, проезжая контролируемый сепаратистами Луганск без одной ракеты.
Команда расследования MH17 портала Bellingcat также полагает, что тот же самый «Бук» находился в колонне, ехавщей из 53-й зенитно-ракетной бригады в Курске к украинской границе в рамках учений, проходивших с 22 июня по 25 июля, причем в этот период часть колонны отделялась от основной колонны, в том числе и пусковая установка «Бук», заснятая на фото и видео в Украине 17-го июля. Имеются убедительные доказательства того, что российская армия предоставила сепаратистам на востоке Украины пусковую установку «Бук», которая была снята на фото и видео на востоке Украины 17-го июля.
Доклад доступен в формате PDF [на английском языке] – Origin of the Separatists’ Buk A Bellingcat Investigation.
Интерактивную карту, на которой показан «Бук» сепаратистов и июньская и июльская колонны в России, можно посмотреть здесь.
Раздел 1: Бук 17-го июля
 
После сбития MH17 в социальных сетях появились фотографии и видео, на которых, по словам автором, была запечатлена пусковая установка «Бук» поблизости от места падения MH17. C помощью различных инструментов и методик команда расследования MH17 портала Bellingcat сумела точно определить места съемки этих фото и видео и приблизительно определить время съемки многих из них. На основании этой информации команда расследования составила маршрут пусковой установки «Бук» по контролируемой сепаратистами территории на востоке Украины 17-го июля.

Фотография пусковой установки «Бук» в Донецке, Украина, 17-го июля 2014 года, с сайта Paris Match.
Донецк

25-го июля в еженедельном журнале Paris Match была опубликована фотография пусковой установки «Бук», транспортируемой на грузовом трейлере по контролируемому сепаратистами городу Донецку.. Нам удалось точно определить место съемки: трейлер двигался по шоссе Н21 по направлению на восток.
На запрос сервиса верификации контента Storyful в Paris Match ответили, что фото было снято «около 11 утра 17-го июля». Тени, отбрасываемые машиной, соответствуют этому времени суток. В Paris Match также подтвердили, что данное изображение является самым качественным из имеющихся у них. В посте в твиттере от 12:32 (по местному времени) 17-го июля говорится о том, что «Бук» был замечен на пересечении бульвара Шахтостроителей и проспекта Ильича обращенным к востоку, в направлении Макеевки. Этот твит согласуется с местом и направлением движения, изображенным на фото Paris Match. Позвонив по телефонному номеру на борту трейлера, Paris Match связались с владельцем компании, который заявил, что грузовой автомобиль был угнан сепаратистами и что другого такого в регионе нет.

Скриншот с видео, снятого в Зугрэсе, Украина, 17-го июля 2014 года.
Зугрэс и Шахтерск
17-го июля на Youtube было загружено видео, на котором сфотографированный в Донецке Бук едет по городу Зугрэс, приблизительно в 36 километрах к востоку по шоссе H21 от места съемки фото Paris Match. С помощью информации в описании видео намудалось определить точное место съемки видео (проходящее через Зугрэс шоссе Н21), а также то, что пусковая установка «Бук» продолжала двигаться на восток. В твите, в настоящий момент удаленном, также утверждалось, что видео было снято около 11:40, однако подтвердить это время с помощью имеющейся информации оказалось невозможно. В твите, размещенном в 12:41 (по киевскому времени), говорится, что три танка и «Бук», покрытый маскировочной сеткой, проехали Шахтерск, город к востоку от Зугрэса и к западу от Тореза, соединенный с ними шоссе Н21.

Фотография из Тореза, Украина, 17-го июля 2014 года.
Торез

Фото выше широко распространилось в интернете вечером 17-го июля. Команда расследования MH17 портала Bellingcat не смогла найти более раннего размещения этой фотографии, чем пост пользователя российской социальной сети «ВКонтакте» (VK), размещенный в 20:09 (по киевскому времени) 17-го июля. Команда расследования предполагает, что фото изначально было размещено на странице ВКонтакте “Подслушано в Торезе”, но затем было удалено. И вновь мы смогли установить точное место съемки фото, а с помощью видимых на фото теней нам удалось определить, что оно было снято приблизительно в 12:30.
Это время согласуется с постами в Твиттере и Вконтакте местных жителей, сообщающих, что видели колонну военной техники, ехавшую на восток через Торез по направлению к Снежному вскоре после полудня. Три твита, в которых описана пусковая установка и сопровождавшая ее колонна, проезжавшие через Торез, были размещены в12:07, 12:15, и 12:26 по местному времени. В постах ВКонтакте сообщается, что в колонне было три танка; эти посты были размещены в 13:14 и 14:14, что подтверждает информацию, размещенную в твиттере до сбития MH17.
Помимо этих сообщений свидетелей, после сбития Боинга город также посетили журналисты, получившие подтверждение информации о замеченной 17-го июля колонне. Журналисты Guardian и Buzzfeed приехали в Торез 22-го июля и опросили местных жителей, которые подтвердили как время, так и маршрут проезда пусковой установки «Бук» по Торезу по направлению на Снежное по шоссе Н21.

Фотография и скриншот с видео, на которых запечатлена пусковая установка «Бук» в Снежном, Украина, 17-го июля 2014 года.
Снежное
На фотографии в Твиттере и видео в YouTube запечатлена пусковая установка «Бук» в городе Снежное. В отличие от предыдущих фото и видео «Бук» движется не на трейлере, но своим ходом. Мы точно определили место съемки видео и установили, что Бук направлялся на юг, выезжая из Снежного. Мы также определили место съемки фотографии: улица Карапетяна, 13а, менее чем в километре к северо-западу от места съемки видео. На основе теней на фотографии удалось установить, что она была снята примерно в 13:30.
25 августа Associated Press сообщили, что «17-го июля корреспонденты AP видели в городе Снежное припаркованную на улице гусеничную пусковую установку с четыремя ракетами SA-11 «земля-воздух». Эта громоздкая пусковая установка также известна как «Бук М-1″. Три часа спустя люди в шести милях (10 километрах) к западу от Снежного услышали громкий шум, а затем увидели, как с неба падают обломки и тела жертв катастрофы Рейса 17 Малайзийских Авиалиний». За три часа до сбития MH-17 было 13:20 по киевскому времени, что соответствует времени, определенному по теням на фото в Снежном.


Скриншот с видео, снятого в Луганске, Украина, 17-го июля 2014 года.
Луганск

Последнее видео было размещено в Интернете Министерством Внутренних Дел Украины 18-го июля. На этом видео пусковая установка «Бук» снова едет на трейлере, но теперь на ней не хватает по крайней мере одной ракеты. Российское Министерство Оборонызаявило на пресс-конференции 21 июля, что на самом деле это видео было снято на территории, контролируемой украинскими властями:
«СМИ сообщали о перемещении пусковой установки «Бук-М1» на трейлере, якобы осуществляемом с украинской на российскую территорию. Налицо явная подтасовка материалов. Снимки производились в городе Красноармейске, что подтверждается находящимся рядом с дорогой баннером, на котором указан адрес автосалона по улице Днепропетровская 34. А сам Красноармейск с 11 мая находится под контролем украинской армии».

Сверху — текст биллборда в Луганске согласно пресс-конференции Министерства Обороны РФ.
Снизу — фотография того же биллборда, сделанная жителем Луганска.
Однако расследование Bellingcat показало, что это заявление российского Министерства Обороны ложно; также нам удалось установить точное место съемки видео в контролируемом сепаратистами Луганске. Хотя точное время съемки определить не представляется возможным, три отдельных доказательства косвенно подтверждают заявление Министерства Внутренних Дел Украины, что видео было снято рано утром 18-го июля:
· Видео было снято примерно в 75 километрах к северу от Снежного.
· Из четырех ракет, которыми обычно вооружена пусковая установка «Бук», отсутствует как минимум одна. Также на фотографии пусковой установки «Бук» в Торезе видно четыре ракеты, и местные жители свидетельствовали, что на проезжавшей по Торезу пусковой установке «Бук» было четыре ракеты.
· Маскировочная сетка на ракетах, которую видно на фотографии из Тореза, на видео из Луганска отсутствует.
Трейлер
Очевидно, что на видео и фотографиях, на которых изображена пусковая установка «Бук» на востоке Украины, фигурирует один и тот же трейлер, а его владелец заявил, что он единственный в своем роде в регионе. Имеются доказательства того, что сепаратисты неоднократно использовали тот же трейлер для перевозки техники после 17-го июля.

Фотография из Макеевки, Украина, размещенная 6-го августа 2014 года.
6-го августа 2014 года в сети появилась фотография, на которой трейлер перевозит военную машину по городу Макеевка, граничащему на востоке с Донецком. Хотя доска с телефонным номером была убрана, это явно тот же самый трейлер, что использовался 17-го июля.

Слева — спутниковое изображение трейлера на Google Earth на стоянке проката техники 24 -го июля 2014 года. Справа — спутниковое изображение трейлера на том же месте 9-го августа 2014 года.
Изучив историю спутниковых фотографий стоянки проката техники, с которой взяли трейлер, можно обнаружить красный трейлер с белой кабиной, который присутствует на стоянке всегда в единственном экземпляре. Сравнив спутниковые изображения от 24-го июля 2014 года и от 9-го августа 2014 года, можно определить, что в этот период трейлер был перемещен, что согласуется с его использованием в другом месте 6-го августа.

Слева — фотография трейлера от 26-го августа 2014-го года.
Справа — скриншот с видео с тем же самым трейлером, снятого сепаратистами 26-го августа.
26-го августа 2014 года в интернете были размещены фотография и видео с идентичным трейлером. На видео есть женщина, ранее появлявшаяся на снятых сепаратистами видео, и, по-видимому, трейлер использовался для перевозки поврежденной военной машины.
Вывод
На основе имеющейся информации команде расследования MH17 портала Bellingcat представляется очевидным, что сепаратисты перевозили пусковую установку «Бук» по своей территории 17-го июля и использовали тот же трейлер, на котором транспортировали пусковую установку «Бук» 17-го июля, по крайней мере еще дважды в августе. Пусковая установка «Бук» был сгружена с трейлера в Снежном и затем перевезена на том же самом трейлере в контролируемый сепаратистами Луганск, при этом у нее отсутствовала по крайней мере одна ракета.

Карта шести точек, в которых пусковая установка «Бук» была замечена 17-го и 18-го июля на территории на востоке Украины, контролируемой сепаратистами
Раздел 2: Июньская колонна и «Бук №3х2″
В конце июня 2014-го года с территории 53-й зенитно-ракетной бригады под Курском выехала колонна, которая направилась к украинской границе, официально в рамках учений. С помощью широкого спектра открытых источников команде расследования MH17 портала Bellingcat удалось собрать свидетельства передвижения колонны, определить цель колонны, установить ее связь с 53-й бригадой, а также собрать доказательства того, что одна из пусковых установок «Бук» в колонне — та же самая пусковая установка «Бук», которая была снята на фото и видео в Украине 17-го июля 2014 года по дороге из Донецка на Луганск на контролируемой сепаратистами территории на востоке Украины.
Колонна

Скриншоты из различных видео с июньской колонной, снятых местными жителями
Команда расследования MH17 портала Bellingcat собрала 16 видео, размещенных в социальных сетях, включая «ВКонтакте», Youtube, Инстаграм и «Одноклассники», на которых запечатлена колонна 53-й бригады, едущая из Курса 23-го июня в Миллерово 25-го июня. Команда расследования MH17 портала Bellingcat также сумела определитьточное место съемки каждого видео и путем сравнения военной техники, запечатленной на различных видео, подтвердить, что на всех этих 16 видео запечатлена одна и та же колонна.
Также удалось найти сообщение местного СМИ о движении колонны, в котором присутствуют изображения техники из той же колонны. Согласно местным жителями, разговаривавшим с солдатами в колонне, их «перебрасывали на границу с Украиной «для усиления пограничного контроля».
Также нам удалось обнаружить связь колонны с 53-й бригадой с помощью постов военнослужащих 53-й бригады в социальных сетях. Например, в этом постевоеннослужащего бригады Василия Ильина 25-го июня 2014 года видно установки «Бук» с номерами, а также номерной знак одного из использованных военных тягачей, которые совпадают с техникой на видео колонны. На фотографиях, размещенных на впоследствии удаленной странице военнослужащего бригады Ивана Краснопрошина, также видно машины, входившие в колонну.

Фотография, размещенная на странице Василия Ильина ВКонтакте 25-го июня 2014 года.

Слева — номерной знак ХР 8236 50 в июньской колонне.
Справа — тот же номерной знак на фотографии Василия Ильина от 25-го июня.

Вверху — Бук №231 из июньской колонны.
Внизу — Бук №231 на фотографии Василия Ильина от 25-го июня.

Слева — грузовик в июньской колонне с номерным знаком 0639 АН 50.
Справа — тот же грузовик на фотографии, размещенной в Интернете Иваном Краснопрошиным.
На фотографиях, размещенных в аккаунтах военнослужащих 53-й бригады в социальных сетях, изображены свидетельства их повышения после учений, прошедших с 22 июня по 25 июля. Эти даты важны не только потому, что 23-го июня колонна была замечена в движении по направлению к границе, но и потому, что, как рассказывается Разделе 3, некоторые машины вернулись на базу до 19-го июля.

Фотографии свидетельств, размещенные военнослужащими 53-й бригады в аккаунтах в социальных сетях.
«Бук №3х2″
Самая важная деталь в этой колонне — наличие того же «Бука», который был снят 17-го июля 2014 года в движении по контролируемой сепаратистами территории, и который некоторые связывают со сбитием MH17. Команда расследования MH17 портала Bellingcat называет этот Бук «Бук №3х2″, поскольку, по-видимому, краска средней цифры облезла. Он фигурирует в 8 из 16 видео, на которых снята колонна с 23-го июня по 25-е июня, и команде расследования MH17 портала Bellingcat удалось установить соответствие особенностей пусковой установки в колонне с таковыми пусковой установки, снятой на фото и видео в Украине 17-го июля. Команда расследования MH17 полагает, что это соответствие свидетельствует о том, что машина, замеченная в колонне, и машина, замеченная в движении по контролируемой сепаратистами территории 17-го июля — это одна и та же машина.

Скриншот с видео Бука №3х2 в Старом Осколе, Россия, 23-го июня 2014-го года.
Фотография Paris Match, снятая в Донецке 17-го июля, оказалась крайне ценной для подтверждения происхождения и принадлежности пусковой установки «Бук». Совпадает два ключевых элемента: белые отметки на борту машины и повреждения бортовых экранов над гусеницами «Бука».
Отметки на системах «Бук», входивших в июньскую колонну.
На борту Бука №3х2 имеются следующие отметки:
· Номер единицы, обычно состоящий из трех цифр.
· Транспортные отметки, в данном случае круг с крестом и надпись «Н=2200″
· Белая отметина на бортовом экране
· Другая белая отметина на другом борту машины
Как и в случае с другими российскими боевыми машинами, обнаруженными в Украине под контролем сепаратистов, были сделаны попытки скрыть номер боевой единицы. Однако по-прежнему возможно сопоставить отметки, поскольку такие отметки не наносятся на все ракетные системы «Бук» идентичным образом. Поэтому на каждом «Буке» номер расположен несколько по-другому, а дополнительные отметки, например, транспортные, не совпадают. Если даже дополнительные отметки одинаковые, они располагаются не вполне идентично. Также на «Буке №3х2″ (средняя цифра неразборчива) имеется еще одна белая отметина на бортовом экране, которая, по-видимому, не имеет назначения, и, возможно, является просто пятном случайно разбрызганной краски. Также стоит заметить, что часть этих отметок можно рассмотреть на фотографии, снятой в Снежном.
На фотографии Paris Match видна верхняя часть облезшей цифры, хотя большая часть номера боевой единицы и верхняя часть цифры «2» закрашены. Повернув фотографию Paris Match, ее можно наложить на изображени «Бука №3х2″ в российской колонне:

Сравнение наложением «Бука» на фото Paris Match и «Бука 3х2″ в России.
Из этих изображений ясно, что положения отметок совпадают. Также команда расследования MH17 портала Bellingcat попыталась провести такое сравнение с другими ракетными системами «Бук» из Украины и из России. Больше ни одно сравнение, выполненное командой расследования MH17 портала Bellingcat, не дало совпадения всех элементов, совпадающих на изображениях «Бука №3х2″ в России и «Бука» с фото Paris Match.
«Отпечатки пальцев»
Помимо сравнения отметин на машинах, команда расследования MH17 портала Bellingcat также смогла обнаружить другую особенность ракетных систем «Бук», отличающуюся у разных машин: повреждения бортового экрана. Бортовой экран над гусеницами систем «Бук» легко подвергается повреждениям, в результате чего образуется уникальный рисунок повреждений, который мы называем «отпечатком пальцев бортового экрана». Внизу у заведомо одного и того же «Бука» на различных фотографиях наблюдается крайнее сходство профиля бортового экрана.

Вверху: фото от 29-го ноября 2013 года.
Посередине: фото от 23-го июня 2014 года.
Внизу: фото от 23-го июня 2014 года.
Команда расследования MH17 портала Bellingcat cравнила отпечатки пальцев бортового экрана нескольких пусковых установок «Бук» в России и Украине, чтобы выявить возможное соответствие отпечатку пальцев «Бука» на фотографии Paris Match. На каждом из следующих изображений отпечатков пальцев бортового экрана красной линией обозначен «Бук» с фотографии Paris Match.
Вверху: «Бук» с фото Paris Match, снятого в Донецке 17-го июля.
В центре: «Бук №3х2″ с видео, снятого под Старым Осколом в России 23-го июня.
Внизу: украинский «Бук №312″ с видео, снятого в марте в районе Ясиноватой (Донецкая область, Украина).
Вверху: украинский «Бук №312″, снятый под Соледаром в Донецкой области. Ниже: «Буки» российской 53-й зенитно-ракетной бригады с видео, снятых 23 июня в России, и фото из аккаунта военнослужащего.

Из этих «Буков» наибольшее совпадение профиля бортового экрана наблюдается у «Бука №3х2″, который в июне перевозили под Старым Осколом. Многие другие фотографии явно не совпадают с «Буком» с фото Paris Match, включая «Бук» №312, снятый на видео в Украине. Внизу еще одно сравнение профилей бортовых экранов на двух фото показывает сходство, видимое как в отдельно выведенных линиях колебаний, так и на фотографиях:

Вверху: «Бук №3х2″, снятый в Старом Осколе, Россия в июне
Внизу: «Бук», снятый в Донецке, Украина, корреспондентом Paris Match 17-го июля 2014 года.
Однако есть одно несоответствие: в правой части сравнения наблюдается небольшое, но значительное различие под транспортными отметками, но это, на самом деле, еще более подтверждает, что это один и тот же «Бук». Поскольку фотография Paris Match была выпрямлена, любое повреждение бортового экрана, выдающееся наружу, вызывает искажение, не видимое ни на одном фото, снятом перпендикулярно борту, например, на тех фото, которые использовались для сравнения отпечатков пальцев бортового экрана. Это означает, что при наличии различия повреждение бортового экрана, вызывающее такое различие, должно быть видно, а если оно видно, это еще более подтверждает то, что это одна и та же машина.

Слева: фотография Paris Match из Донецка, где видны повреждения бортового экрана «Бука»
В центре: скриншот с видео, снятого в Старом Осколе, где видны повреждения бортового экрана «Бука №3х2″
Справа: скриншот с видео из Старого Оскола, где видны повреждения бортового экрана «Бука №3х2″.
Это повреждение действительно видно на двух видео «Бука №3х2″, снятых в России: одно в Старом Осколе (2:02), где повреждение видно сзади, и другое из Авдеевки (0:50), где то же повреждение видно с противоположного ракурса. Повреждение находится на том же месте, что и несоответствие отпечатков пальцев «Бука» с фото Paris Match, что дополнительно подтверждает, что «Бук» на фото Paris Match — та же машина, что проехала по России в колонне 53-й бригады по направлению к украинской границе в конце июня 2014 года.
Вывод
Команда расследования MH17 портала Bellingcat полагает, что пусковая установка «Бук», снятая на фото и видео в процессе перемещения по территории, контролируемой сепаратистами, 17-го июля — та же машина, что видели в колонне, ехавшей по России к украинской границе к конце июня 2014 года.

Карта маршрута июньской колонны от Курса до Миллерово близ украинской границы. Каждая точка обозначает наблюдение колонны, подтвержденное видео, выложенными в социальные сети.
Раздел 3: Июльская колонна
После сбития MH17 на различных сайтах появились видео, на которых снята военная колонна, едущая по России. Колонна состояла из нескольких транспортных машин, которые везли закрытые тканью боевые машины, а также две незакрытые системы «Бук». Команда расследования MH17 портала Bellingcat сумела определить маршрут колонны и то, что эта колонна принадлежала к 53-й зенитно-ракетной бригаде. По крайней мере одна машина из июльской колонны также находилась в составе июньской колонны. Также по крайней мере одна заряжающая машина «Бук», замеченная в июньской колонне, была снята на видео 20-го июля возле участка границы, контролируемого сепаратистами, в сотнях километрах от места, где она находилась в составе июньской колонны.
Колонна
Команде расследования MH17 портала Bellingcat удалось обнаружить 10 видео, размещенных с 19-го по 20-е июля 2014 года, на которых фигурирует военная колонна из нескольких машин, включая закрытые тканью машины на военных тягачах. Удалось выявить принадлежность машин в этой колонне к 53-й зенитно-ракетной бригаде с помощью следующего изображения, полученного из видео, снятого в Федосеевке 20-го июля. На видео виден БТР-80 с номером 993.

Скриншот с видео из Федосеевки
Та же машина запечатлена на фотографиях ВКонтакте Сани Резникова, который, согласно информации на его странице, служил в 53-й бригаде с 2013 по какой-то момент в 2014 году.

БТР-80 в 53-й зенитно-ракетной бригаде.
Другие военнослужащие этой бригады также размещали фотографии той же машины с аналогичными маркировками.
Хотя многие машины июльской колонны, по-видимому, имеют номерные знаки, отличающиеся от знаков из июньской колонны (в тех случаях, когда их можно разобрать), по крайней мере одна машина, замеченная в июньской колонне, находилась также и в июльской колонне.

Слева: скриншот видео из Старого Оскола, снятого 23-го июня. Справа: скриншот видео из Федосеевки, снятого 19-го июля. Оба номерных знака — ХР 0030 50
На основании видео, собранных командой расследования MH17 портала Bellingcat, также удалось отследить движение колонны, замеченной 19-го и 20-го июля. На видео, снятом в Федосеевке 19-го июля, по-видимому, запечатлена колонна в самой ранней точке маршрута, проходившего через город Старый Оскол, затем через Алексеевку к юго-востоку от Старого Оскола, и, наконец, еще к юго-востоку через Ольховатку 20-го июля.
Одно из видео 20-го июля представляло особый интерес для команды расследования MH17 портала Bellingcat. Это видео было загружено из города Каменск-Шахтинский более чем в 300 километрах от места съемки других видео, снятых 20-го июля. На этом видео через город везут заряжаюшую машину «Бук».

Вверху: заряжающая машина «Бук» в июне.
Внизу: та же машина 20-го июля в Каменск-Шахтинском.
Команде расследования MH17 портала Bellingcat удалось определить точное местосъемки видео: установлено, что машина находилась на трассе М21, идущей на восток от украинской границы, приблизительно в 20 километрах от нее. Машина направлялась на юг, возможно, в российский пограничный город Донецк (не следует путать с городом Донецком в Украине). Ранее сообщалось, что Донецк служит точкой перехода частей из России на контролируемые сепаратистами территории Украины.

Вверху: скриншот с видео 20-го июля в Каменск-Шахтинском.
Внизу: то же место в Google Street View.
Имеются два заметных отличия от видео с этим же «Буком» в июне. Во-первых, ракеты находятся в другом положении, а во-вторых, они накрыты камуфляжной сеткой. Хотя это свидетельство ни в коем случае не является неопровержимым, команда расследования MH17 портала Bellingcat отмечает, что им встречалась маскировочная сетка только на еще одной машине: «Буке», снятом в Украине 17-го июля.

Вверху: скриншот с видео 20-го июля в Каменск-Шахтинском.
Внизу: фотография пусковой установки «Бук», снятая в Торезе 17-го июля.
Вывод
На основе приведенной выше информации команда расследования MH17 портала Bellingcat делает вывод, что в какой-то момент в конце июня машины, входившие в снятую 23-го июня колонну 53-й зенитно-ракетной бригады, разделились. Некоторые машины вернулись на базу 53-й зенитно-ракетной бригады в Курске и присоединились к колонне с базы 19-го июля, тогда как как минимум одна машина — заряжающая машина «Бук» — по-видимому, покинула основную колонну и направилась к украинской границе в сторону пограничного перехода, удерживаемого сепаратистами. На данный момент не удалось определить, когда колонна, снятая 23-го июня, вернулась на базу 53-й зенитно-ракетной бригады в Курске, или сколько боевых единиц было в колонне. Однако ясно, что по крайней мере одна пусковая установка «Бук» (№3х2) из колонны, снятой 23-го июня, находилась на контролируемой сепаратистами территории 17-го июля, а три дня спустя было загружено видео, на котором запечатлена заряжающая машина «Бук» очень близко от украинской границы. С учетом установленных промежутков времени, логичных маршрутов и фотодоказательств, возможно, что эта заряжающая машина «Бук» входила в ту же колонну, снятую 23-го июня, что и «Бук №3х2″, и использовалась для его поддержки. Однако доказать такое взаимодействие между этими машинами не представилось возможным.


Вверху: карт маршрута июльской колонны от Старого Оскола до Ольховатки. Каждая точка обозначает наблюдение колонны, подтвержденное видео, выложенными в социальные сети.
Внизу: заряжающая машина «Бук» в Каменск-Шахтинском, к югу от Ольховатки.
Благодарности
Команда расследования MH17 портала Bellingcat
Тимми Аллен
Эндрю Хаггард
Элиот Хиггинс
Вели-Пекка Кивимаки
Игги Останин
Арик Толер
Этот отчет составлен совместно с помощью Slack.com
Благодарим Mapbox за помощь с созданием карт, использованных в этом расследовании

Источник

«Бук», точка сборки

Как «Бук», предположительно сбивший рейс MH17 над Донецком, попал на Украину. Исследование Bellingcat

Колонна

Колонна «Буков» на пути из Курска в Ростовскую область

Международная расследовательская группа Bellingcat – команда добровольцев, изучающая и систематизирующая информацию о военных конфликтах в интернете, – опубликовала новый материал, посвященный причинам катастрофы «Боинга» Малайзийских авиалиний под Донецком. Ранее Bellingcatутверждала, что ей удалось вычислить «Бук», из которого, с большой долей вероятности, могла быть выпущена ракета по самолету. На сайте Bellingcat были систематизированы фотографии и видеозаписи очевидцев, на которых «Бук» с бортовым номером 3X2 (где X – цифра, которую не удалось разобрать на снимках) проезжает через Донецк, Зугрэс и Снежное. В новом расследовании наглядно показывается, как «Буки» и другая военная техника доставлялась из России на Украину и какие воинские части Министерства обороны России были задействованы в этом процессе.

Основатель Bellingcat – британец Элиот Хиггинс. Проект начинался как хобби, но уже в 2012 году Хиггинс получил известность, раскрыв схемы поставок вооружений из Восточной Европы в Сирию, а данные его расследований стали обсуждаться в британском парламенте. Сейчас, как рассказал Хиггинс в феврале этого года сайту Meduza, в его команде более 20 человек, включая нескольких выходцев из России. Основной материал, с которым работают сотрудники проекта, – это записи в социальных сетях, фотографии и видео очевидцев, спутниковые снимки Google, Yandex и других сервисов.

Новый доклад Bellingcat (англ., .pdf) целиком посвящен тому, как «Буки» и другая военная техника доставлялась из центра России в Ростовскую область и далее на Украину. В его итоговых выводах нет ничего сенсационного, как нет и ответа на вопрос, кто именно был за рулем тягача, который привез в Донецк тот самый «Бук» с номером 3X2. Тем не менее, этот документ представляет интерес как наглядная иллюстрация того, как именно тяжелое вооружение из России могло попасть на украинскую территорию. Радио Свобода публикует перевод этого доклада на русский язык с разрешения его авторов.

1. Номерные знаки

Колонны с военной техникой, в которых были ракетные системы «Бук», попадали в поле зрения очевидцев дважды – 23-25 июня 2014 года, когда техника ехала в сторону Ростовской области из Курска, и 19-21 июля, когда они двигалась примерно таким же маршрутом. Мы сохранили изображения всех номерных знаков на этих фото и выяснили, что три из них присутствуют и в июньской, и в июльской колоннах. Особое внимание было уделено номерным знакам на тягаче, который перевозил тот самый «Бук» с номером 3Х2 – именно его несколько раз сфотографировали очевидцы на украинской территории.

На фотографии слева – тягач с «Буком» №3Х2 в Старом Осколе (скриншот из этого видео, загруженного в сеть «Одноклассники» 25 июня). Справа – он же в Алексеевке Белгородской области. Номерные знаки прицепа (слева) и тягача (справа) – 4679АН50 и 4627АН50соответственно.

 

Мы идентифицировали и другие номерные знаки из июньской и июльской колонн. На видео, загруженном 24 июня и снятом в селе Расковец под Белгородом, – два «КамАЗа», везущие «Буки». Их номерные знаки – 8469НН50 и 3388АУ50.

На видео июльской колонны, загруженном в сеть 20 июля и снятом, как мы вычислили, в селе Федосеевка около Старого Оскола, видны три номерных знака прицепов с «Буками» – XP4671 50, XP4682 50 и ХР4722 50.

2. Воинская часть 11385 2-го автомобильного батальона 69-й отдельной бригады материально-технического обеспечения (ОБрМТО) 20-й общевойсковой армии Западного военного округа (основное место дислокации – Нижегородская область, Новосмолинское-Мулино)

Расследования Bellingcat, связанные с российско-украинским конфликтом, не ограничиваются поисками «Бука», который мог сбить «Боинг». Мы также создали специальный проект, в рамках которого фиксировали свидетельства массового передвижения любой военной техники и наносили известные нам точки, где она была снята очевидцами, на карту, сохраняя при этом все доступные изображения на случай их последующего удаления авторами или администраторами сообществ в социальных сетях. В числе других данных в социальной сети «ВКонтакте» были обнаружены снимки того самого прицепа с номерным знаком ХР4679 50, который, предположительно, доставил один из «Буков» на Украину. Мы решили не называть имя пользователя, загрузившего этот снимок, присвоив ему псевдоним «Владимир П.». Дата загрузки этого фото – 26 июля, месяц спустя после прохождения июньской колонны в сторону украинской границы и всего через 9 дней после катастрофы «Боинга». Возможно, что человек, стоящий рядом с прицепом, является и водителем этого тягача.

Нам нужно было понять, где сделан снимок и насколько близко это место расположено к тем точкам, где ранее «засветились» колонны с «Буками». На знаке справа от прицепа видны первые три буквы названия населенного пункта – «Бог». На нескольких видео, выложенных в интернете, видны военные колонны, проезжающие по трассе М4 через город Богучар. Ролики (1, 2, 3) сняты с эстакады, которую легко обнаружить на панорамах Google.

Если развернуть вид на снимках Google на 180 градусов, видны два знака. Один из них – знак, обозначающий границы городской черты Богучара.

Нам не сразу удалось найти профиль Владимира П. в сети «ВКонтакте», а когда мы это сделали, фотография прицепа с номерным знакомХР4679 50 из него уже была удалена, как и другие фото военной техники. Большинство фотографий, оставшихся в альбомах Владимира П., имеют геолокацию «Володарский район», например, эта:

Кликнув на метку «Володарский район», мы увидели такую карту:

Уменьшив масштаб карты, видим, что эта точка расположена рядом с населенным пунктом Новосмолинский Нижегородской области. На спутниковых снимках Google в этом месте видна военная база, на территории которой есть тягачи и прицепы. То же самое видно и на одном из снимков сервиса Panoramio, привязанных к этой точке.

 

Поиск на сервисе Wikimapia (его пользователи наносят на карту контуры и описания известных им объектов. – РС) показывает, что это и есть воинская часть 11385:

Поиском по сообществам «ВКонтакте» мы нашли закрытую группу «В/ч 11385 Автомобильная Рота». В социальной сети можно найти и другие сообщества с такими цифрами в названии, но лишь несколько из них, судя по содержанию, имеют отношение к воинской части под Новосмолинским. В одном из сообществ опубликованы фотографиивоенного лагеря под городом Миллерово Ростовской области, в другом –фотографии таких же тягачей и трейлеров, как и на видео июньской и июльской колонн с «Буками». На фото – прицепы с погруженными на них танками, порой сильно поврежденными. На одной из фотографий мы также увидели прицеп с номерным знаком XP4674 50. Его не было на ранее обнаруженных видео, но от номерных знаков прицепов, которые везли «Буки», его отличает всего одна цифра. Из этих фотографий следует, что воинская часть 11385 без сомнения принимала участие в доставке военной техники к границе России с Украиной, однако, нет ясности в вопросе, отсюда ли приехал в Донецк тягач с прицепом, который вез «Бук» №3Х2.

Воинская часть 11385 2-го автомобильного батальона 69-й отдельной бригады материально-технического обеспечения имеет несколько подразделений – 11385-2,11385-3 и так далее. По данным украинских СМИ, автомобили в/ч 11385-2 под видом машин МЧС участвовали в так называемых «гуманитарных конвоях», которые Россия отправляла на Украину. Изучая фотографии друзей Владимира П. в социальной сети «ВКонтакте», мы нашли изображение солдата, сделанное на фоне монумента со старым «ЗИЛом» и табличкой «2 автомобильный батальон войсковой части 11385″.

Простым поиском в Google можно выяснить, что если в/ч 11385 находится в Новосмолинском (официальное место «прописки» по документам – соседнее Мулино), то ее подразделение с номером 11385-2 – в подмосковном селе Калининец между Москвой и Наро-Фоминском. Это подтверждается и изучением группы части в сети «Одноклассники». Среди друзей Владимира П. в сети «ВКонтакте» можно найти человека, который в качестве места своего пребывания указывает «11385-3, 2 Автомобильный батальон, 69 ОБрМТО». Географическая метка одной из фотографий в его альбоме приводит на местность к северо-западу от Белгорода. И в Калининце, и под Белгородом, на спутниковых снимках Google (1, 2) мы обнаружили эти воинские части с припаркованными на их территории тягачами и прицепами.

 

Если посмотреть снимки из-под Белгорода, сделанные в разное время, можно увидеть, что военные тягачи появились здесь только в апреле 2014 года. Похожая картина наблюдается на снимках части 11385-2 в Калининце – здесь техника появилась между маем и июлем 2014-го, а также на снимках части 11385 в Новосмолинском (Мулино) – сюда тягачи с прицепами приехали между мартом и апрелем того же года.

в/ч 11385-3. Слева - март 1014, справа - апрель 2014. Тягачи появились слева от дороги

в/ч 11385-3. Слева — март 1014, справа — апрель 2014. Тягачи появились слева от дороги

в/ч 11385-2. Май 2013 - июль 2014

в/ч 11385-2. Май 2013 — июль 2014

В/ч 11385 в Новосмолинском (Мулино). Август 2013 - август 2014

В/ч 11385 в Новосмолинском (Мулино). Август 2013 — август 2014

 

Среди фотографий друзей Владимира П. можно найти и несколько других снимков, сделанных водителями, служащими в Новосмолинском (Мулино). На них, в частности, видны машины так называемого «гуманитарного конвоя», танк, упавший с прицепа, «КамАЗы», объезжающие распутицу на пути в Миллерово Ростовской области.

 

3. Перевозка военной техники к российско-украинской границе

На украинских сайтах (расследование «Дальнобойщики с рублевки» сайта Informnapalm) и в социальной сети «Одноклассники» можно найти фотоснимки и видеозаписи того, как военная техника движется в Ростовскую область к границе с Украиной. На кадрах видны и некоторые из машин и прицепов, замеченных в июньской и в июльской колоннах с «Буками». Правда, из подписей уже следует, что это не 2-й автомобильный батальон, а «147 АМБО» – «автомобильный батальон материального обеспечения». Впрочем, в одном из сообществ в/ч 11385-2 есть ссылка на это расследование украинских блогеров с комментарием «Б.., прославились!» – то есть военнослужащие были в курсе, что их принадлежность и передвижения были зафиксированы наблюдателями.

 

В этом сообществе мы нашли множество фотографий переброски российской военной техники к украинской границе. Некоторые из них сопровождаются географическими метками и датой. Одна из серий снимков содержит фото, сделанные в 100 километрах к югу от Москвы, в Плавске, в Курске, затем в Воронеже, Миллерово и, наконец, в станице Митякинская Ростовской области.

Воронеж (слева) - трасса М4 (центр) - Миллерово (справа)

Воронеж (слева) — трасса М4 (центр) — Миллерово (справа)

Путь этой колонны, предположительно, закончился в Каменском районе области, в поле, недалеко от хуторов Аникин и Березка.

Техника около станицы Митякинская (слева) и хутора Аникин (справа)

Техника около станицы Митякинская (слева) и хутора Аникин (справа)

Спутниковые снимки этой местности, сделанные в августе 2014 года, также показывают наличие большого военного лагеря:

Апрель 2013 - август 2014. Военная техника появляется слева от темного поля

Апрель 2013 — август 2014. Военная техника появляется слева от темного поля

Приближенный фрагмент правого снимка:

В альбоме еще одного участника группы «ВКонтакте» в/ч 11385-2 мы снова увидели снимки, показывающие военную технику около украинской границы:

Другой участник этой группы опубликовал 20 июня фотографии, сделанные по дороге к границе. По ним можно легко проследить путь колонны:

Этот же пользователь «ВКонтакте» разместил фотографию спутникового навигатора, на котором проложен маршрут из России в Луганск. Под ней – комментарий другого пользователя, женщины: «Они послали вас в Украину»? и ответ: «Практически. Везем три танка. До границы – 3 километра, до Луганска – 30″.

Если сравнить маршрут на экране навигатора с картой Google, видно, что его начальная точка – станица Митякинская, которая действительно расположена в 3 километрах от Украины.

Впрочем, если судить по фотографиям, опубликованным позже этим же пользователем, проложенный навигатором маршрут – не тот, которым техника доставлялась на границу и, возможно, далее в Луганск. Или, по крайней мере, не единственный из них. Пять дней спустя пользователь загрузил фотографию дорожного указателя «Донецк 23, Промзона 4″. По снимкам Google можно вычислить, что она сделана в Каменске-Шахтинском Ростовской области, гораздо южнее станицы Митякинской.

В альбоме еще одного участника группы в/ч 11385-2 – фотографии колонн военной техники, сделанные в Калининце, Новомосковске Тульской области, Курске, Миллерово и Каменске-Шахтинском. Вот картинка, которая получается, если нанести все географические метки его фотографий на карту:

Слева – фото, сделанное в Воронеже, справа – в станице Митякинская:

Слева – стела на въезде в Митякинскую, справа – поле около станицы.

Одна из записей на стене этого пользователя содержит несколько фотографий, и даже видео транспортировки военной техники, включая «Буки». Видео снято 19 июля, два дня спустя после катастрофы «Боинга», загружено в сеть 31 июля, когда пользователь находился в Старом Осколе. Оно также размещено на Ютьюбе.

4. Причастность 2-го автомобильного батальона к транспортировке «Буков» в июне и в июле 2014 года

Исследование профиля Владимира П. и сообщества в/ч 11385-2 дало нам огромное количество информации, в том числе о причастности 2-го автомобильного батальона (в первую очередь подразделения, расположенного в Калининце Московской области) к транспортировке «Буков» в июне и июле 2014 года.

Прежде всего отметим фотографии, размещенные на стене сообщества и в личном альбоме одного из его участников, которые подтверждают, что подразделение №2 в/ч 11385 2-го автомобильного батальона 69-й отдельной бригады материально-технического обеспечения базируется именно в поселке Калининец:

Фотографии в сообществе также указывают на его причастность к транспортировке «Буков». На фото, загруженном 22 марта 2014 года с географической меткой «Курск, ул. Карла Маркса», видны три «КамАЗа» с прицепами и погруженной на них техникой, в том числе с номером «312» на борту. Справа – фотография этих же «КамАЗов» (снова видим на прицепе технику с номером «312»). Главное отличие правой фотографии от левой в том, что на ней различим номер прицепа – XP4682 50.

Этот же прицеп еще не раз встречается на фотографиях данного пользователя:

В альбоме другого участника сообщества – фотографии другого прицепа со знакомыми номерными знаками, в том числе ХР4671 50 – прицеп с этим знаком был замечен в июльской колонне «Буков». Эти фото загружены в сеть 22 марта:

В альбоме еще одного участника сообщества – снова фотографии прицепов, в том числе с номерным знаком ХР4722 50, также «засветившимся» с «Буком» в июле:

В альбомах различных пользователей сообщества можно найти и фотографии тягачей из июльской колонны с «Буками», например8469НН50 и 3388АУ50. Фото слева загружено 27 ноября 2014 года, справа – 20 июля (на нем на прицепе стоит закрытая брезентом техника). Оба этих «КамАЗа» присутствовали на видео июльской колонны с «Буками», в котором также перевозился «Бук» 3Х2, предположительно причастный к катастрофе «Боинга»:

 

Техника, закрытая брезентом на прицепе грузовика с номерным знаком3388АУ50, очертаниями напоминает именно установку «Бук». Дата загрузки фото (20 июля) позволяет предположить, что оно сделано во время проезда колонны 19-21 июля. Этот же тягач был замечен и в колонне, которая шла в сторону украинской границы 23-25 июня. Он вез «Бук» под номером 221. Вполне вероятно, что на фото под брезентом – эта же ракетная установка, возвращающаяся «домой»:

 

На фотографиях Владимира П. есть и прицеп, и тягач, которые везли «Бук» №3Х2 в июне. Надо отметить, что сам Владимир П. не является служащим в/ч 11385-2 в Калининце, он служит в в/ч 11385 в Новосмолинском (Мулино), где расположено командование батальона. Но среди фотографий его друзей можно найти тягач с номерным знаком4627АН50, тот самый, что вез «Бук» по территории Украины. Фотография справа загружена 16 октября 2014 года, есть в альбоме и фотографии с позирующим на фоне машины водителем. Слева – фотография, загруженная 28 июля. Человек, который загрузил ее, с большой долей вероятности может быть водителем тягача с прицепом, который перевозил «Бук» №3Х2:

5. Причастность 147-го автомобильного батальона к транспортировке «Буков»

Незадолго до этого расследования в распоряжении Bellingcat оказалась фотография тягача с прицепом, на который погружен «Бук» с номером 232 (мы не раскрываем имя источника, передавшего нам это фото, в целях его безопасности). «Бук» №232 был частью июньской колонны. Учитывая, что на фото за ним стоит еще один тягач с прицепом, на котором также виден «Бук», крайне вероятно, что это фотография именно той колонны, которая проделала путь из Курска в Миллерово с 23 по 25 июня. Вскоре после того, как нам прислали эту фотографию, мы нашли ее источник – профиль в социальной сети «ВКонтакте». Источник был обнаружен днем позже и одним украинским блогером, однако он не стер имя и ссылку на профиль в социальной сети, поэтому пользователь, изначально опубликовавший снимок, вскоре удалил свой аккаунт. Мы, впрочем, успели сохранить эти ссылки и всю информацию о пользователе. В целях сохранения его анонимности назовем его Дмитрий З.

Фотография, как выяснилось, была загружена 24 июня – это еще раз подтверждает, что на фото, скорее всего, та самая колонна, в которой был и «Бук» №3Х2, предположительно причастный к катастрофе рейса MH17. Посмотрим на фото ближе: у «Бука», стоящего на заднем плане, не закрыта передняя фара. На одном из видео июньской колонны, снятом к югу от Алексеевки Белгородской области, также есть «Бук» с незакрытой фарой. На этом же видео видно, что «Бук» с фарой – это и есть «Бук» №3Х2, он едет в колонне за «Буком» №232.

Определить, где был сделан снимок, довольно сложно. Основываясь на известном нам маршруте колонны и на географических местах фотографий этого же пользователя, сделанных немногим ранее, мы пришли к выводу, что фотография «Бука» 232 и стоящего за ним «Бука» №3Х2 c открытой фарой сделаны на трассе Р185 Белгород – Россошьоколо села Варваровка Белгородской области. Мы изучили снимки этой местности в сервисе Google street view. Несмотря на то что нимок Google сделан в 2013 году, а «Бук» проезжал здесь в 2014-м, место, где он сделан, удалось найти по сохранившимся характерным следам ремонта асфальтового покрытия дороги:

Другие фрагменты снимков Google и фотографии колонны – поле, линия горизонта, деревья – также подтверждают сходство:

Последнее, что стоит отметить, это номерной знак тягача, везущего «Бук» №232 – 6902НН50, который ранее не встречался ни на фото, ни на видеозаписях прохождения июньской и июльской колонн с «Буками».

Еще на одной фотографии Дмитрия З. – прицеп с «Буком», проезжающий дорожный знак «Миллерово – 5 километров». Мы нашли это место, оно оказалось совсем недалеко от той точки, где июньская колонна «Буков» в последний раз попала на видео 25 июня. Мы не можем со стопроцентной уверенностью говорить о том, куда поехали «Буки» после Миллерово, но с большой долей вероятности конечной точкой колонны был расположенный рядом аэропорт, где концентрировалась военная техника и откуда она развозилась по разным точкам. В третьей главе мы писали о возможном маршруте из России на Украину через Каменск-Шахтинский. Одна из фотографий Дмитрия З., загруженная 28 июня, показывает движение военной техники в сторону Ростова-на-Дону, в окрестностях Каменск-Шахтинского и российского города Донецк (Ростовская область).

Наконец, еще одна фотография Дмитрия З. (слева) показывает нам «Камаз» 6902НН50 с прицепом, на котором виден МТ-ЛБ (многоцелевой транспортер легкий бронированный), самого водителя и комментарий «последний рейс на моем 6209НН». Нам не удалось установить, где сделано фото, но слева на нем хорошо видны металлические конструкции, похожие на те, что расположены над железнодорожными путями в районе Каменск-Шахтинского. Последняя фотография Дмитрия З. (справа) была загружена 2 июля 2014 года, на ней видны тягачи с пустыми прицепами, движущиеся в сторону Миллерово. 2 июля, как следует из комментариев к фото, было последним днем армейской службы Дмитрия З. В интернете также можно найти видео, снятое в районе поселка Тарасовский Ростовской области, на котором видна предположительно эта же колонна.

В профиле Дмитрия З. в сети «ВКонтакте» говорилось, что он является служащим в/ч 83466 147 АМБО, «автомобильного батальона материального обеспечения». Дмитрий З. являлся участникомсообщества «147 АМБО РФ», из постов в котором следует, что оно базируется в Москве. Однако, на фотографии, сделанной в последний день службы, Дмитрий З. позирует на фоне ворот в/ч 11385 2-го автомобильного батальона в Новосмолинском (Мулино), что доказывает прямую связь между этими двумя воинскими подразделениями. В альбомах Дмитрия З. есть несколько фотографий с сослуживцами – некоторые из них могут быть сделаны во время прохождения колонны с «Буками» в июне, поскольку фотографии содержат географические метки (Тамбов и Воронеж) и загружены в период с 14 по 19 июня.

Одна из более ранних фотографий в профиле Дмитрия З. сделана на Ходынском поле в Москве 19 апреля 2014 года, вероятно, в период подготовки к параду Победы на Красной площади.

Если попытаться найти расположение 147 АМБО в интернете, несложный поиск в Google выдает следующий адрес: «Рублевское шоссе 68/2″. Объект легко найти на сайте Wikimapia: он расположен за торговым комплексом «Европарк» в районе пересечения МКАД и Рублевского шоссе и носит название «147 автомобильная база Министерства обороны». Фотографии, сделанные внутри базы, есть как в Google, так и на сервисе Panoramio:

Слева - изображение Google, справа - Wikimapia.org

Слева — изображение Google, справа — Wikimapia.org

Внутренний двор базы:

Последняя фотография, которая привлекла наше внимание в альбоме Дмитрия З., загружена 12 декабря 2013 года одним из его друзей. На ней солдат позирует на прицепе с танком. Слева – тягач со знакомым номером 4267АН50, тот самый, что вез «Бук» №3Х2 в июне по территории Украины:

 

Вполне вероятно, что человек на фото – сам Дмитрий З., а тот, кто сделал снимок и загрузил его в альбом, – водитель тягача слева. Его профиль во «ВКонтакте» крайне скуп и содержит всего несколько фотографий. Впрочем, одна из них сделана еще одним военным водителем (на ней также видны тягачи с танками), который, в свою очередь, является другом Дмитрия З. Это говорит о несомненной связи всех троих со 147-м автомобильным батальоном.

Вскоре после того, как Дмитрий З. удалил свой профиль из «ВКонтакте», человек, который разметил его фото на прицепе, также удалил свой профиль из этой социальной сети. Предупредил ли его Дмитрий З. о том, что их «раскрыли»? Или это совпадение?

Кто же мог перевозить «Бук» с номером 3Х2 из Курска в Миллерово с 23 по 25 июня, а затем, предположительно, в Донецк 16 июля? Есть несколько возможных ответов на этот вопрос.

Слева: Владимир П. рядом с прицепом ХР4679 50 (фото загружено 26 июля 2014 года). Справа: неизвестный водитель рядом с тягачом 4267АН50. Фото опубликовано 16 октября 1204 года, утверждать, что этот же человек вез «Бук», предположительно сбивший «Боинг», в июне, нельзя:

 

Слева: неизвестный водитель, опубликовавший в своем альбоме в социальной сети «ВКонтакте» фото тягача 4267АН50 28 июля 2014 года. Справа: водитель, опубликовавший фото тягача 4267АН50 на стене Дмитрия З. 12 декабря 2013 года:

Возможно, впрочем, что «Бук» в составе июньской колонны перевозил кто-то другой, а не один из этих четырех человек. Кроме того, даже если один из этой четверки и вез «Бук» в Миллерово, не исключено, что перед тем, как отправиться на Украину, или сразу после пересечения границы у тягача сменился водитель.

6. Маршруты июньской и июльской колонн с «Буками»

На фотографиях, размещенных в открытом доступе в интернете военнослужащими 147-го и 2-го автомобильного батальонов, содержится масса информации о передвижении российских военных колонн к украинской границе. Мы выяснили, что чаще всего военный транспорт движется из Курска и Воронежа по трассе М4 в Миллерово, российский Донецк и далее в Ростов-на-Дону. В рамках уже упомянутого в этом расследовании проекта по отслеживанию маршрутов передвижения российской техники мы изучили сотни фотографий и видеозаписей военных колонн, сделанных как в России, так и на территории Украины. На карте ниже – географические метки, сделанные на основе нашего исследования материалов, связанных с транспортировкой «Буков» в июне и июле 2014 года:

И июньская, и июльская колонны проезжали через Старый Оскол. Мы также знаем, что июньская колонна проезжала через Алексеевку. Июньская колонна была также замечена в Россоши (Воронежская область), июльская – недалеко от нее, в Ольховатке. В общем и целом маршруты обеих колонн совпадают. Разница в том, что июньская колонна остановилась в Миллерово, а июльская направилась дальше, в сторону Каменск-Шахтинского, в военный лагерь, расположенный рядом с хуторами Аникин и Березка. Найденные нами недавно новые снимки свидетельствуют о том, что июльская колонна проехала Каменск-Шахтинский и по трассе М21 направилась в сторону хутора Волченский, а не в российский Донецк. Лагерь, о котором идет речь, хорошо виден на спутниковых снимках августа 2014 года, он расположен между Волченским и Аникиным. Очень вероятно, что июльская колонна следовала именно сюда, в то время, как июньская – на военный аэродром в Миллерово.

Примечательно, что обе колонны старались избегать передвижения по трассе М4. Возможно, чтобы не создавать лишних пробок на загруженной гражданскими машинами дороге, к тому же разница во времени между маршрутом по М4 и дорогой через Старый Оскол и Алексеевку составляет всего около часа. Обе колонны двигались довольно медленно, путь до точки назначения занял у них около двух дней, в то время как маршрут, проложенный на карте Google, показывает, что легковой автомобиль может преодолеть такое расстояние за 8-9 часов.

Слева: военный аэродром в Миллерово, предположительный пункт назначения июньской колонны. Справа: военный лагерь к югу от Каменск-Шахтинского, конечная точка июльской колонны:

Из этих двух точек «Буки», предположительно, развозились по разным локациям вдоль российско-украинской границы, камуфлировались сеткой, ветвями и листьями. Об этом свидетельствуют фотографии военных из социальных сетей, сделанные, согласно данным геолокации, около сел Куйбышево и Волошино, вблизи от украинской границы.

«Буки», закамуфлированные ветками, под Куйбышево:

 

Слева: военнослужащий 53-й зенитно-ракетной бригады позирует, облокотившись на закамуфлированный ветками «Бук». Первые две цифры на шлеме обозначают номера батальона и батареи. Фото сделано в августе 2014 года. Справа: солдат этой же бригады сидит на «Буке». Географическая метка – Волошино, деревня недалеко от Миллерово. Дата загрузки фото – август 2014 года:

У одного «Бука», однако, был совсем другой пункт назначения: ракетная установка номер 3Х2 должна была быть переправлена на Украину через границу. Кратчайшее расстояние от Миллерово до украинской границы составляет около 20 километров, однако этот путь выводит нас к области, которая на тот момент (конец июня – начало июля) была под контролем украинской армии. Поэтому «Буку» пришлось пересекать границу сильно южнее. Ближайшее место, где это можно было сделать, – российский Донецк, расположенный около международного пункта пропуска «Изварино», который к тому моменту уже контролировался сепаратистами.

На видео, опубликованном Объединенной группой, расследующей катастрофу «Боинга», «Бук» запечатлен в ночь на 17 июля в украинском пограничном поселке Северный, а в 5 утра 18 июля – в Луганске, двигающимся обратно. По данным СБУ Украины, в Луганске на обратном пути «Бук» был около 2 часов ночи 18 июля, тягач с ним ехал в направлении Северного и граничащей с ним российской Верхней Ореховки. Там, согласно данным украинской стороны, они пересекли границу в обратном направлении, причем на одной из установок был полный комплект из 4 ракет, а на другой – только 3.

В интервью руководителя Департамента информационной безопасности СБУ Виталия Найда сайту liga.net утверждалось, что в 4 часа утра этого же дня (18 июля) границу в Северном / Верхней Ореховке пересекли еще три военных тягача с прицепами: один пустой, другой с ракетной установкой и 4 ракетами, третий – с неизвестной военной техникой, возможно, мобильным командным пунктом, входящим в состав системы «Бук» при ее развертывании на местности.

Спутниковый снимок Северного и фрагменты видео, опубликованного Совместной следственной группой по выяснению причин катастрофы рейса MH17:

На картах Google граница, которая проходит через Северный / Верхнюю Ореховку, проложена довольно неточно, несколько раз пересекает главную улицу и разрезает надвое дома. Гораздо точнее пограничная линия проложена на картах «Яндекса». В Северном / Верхней Ореховке есть несколько улиц, которые пересекают границу и по которым мог бы проехать тягач с «Буком», например, Пограничная улица или Полевая улица. Последняя, впрочем, как видно на спутниковом снимке, давно не используется и заросла деревьями. Пограничная улица, хотя и являлась до захвата сепаратистами этого района единственным официальным способом пересечь границу, имеет песчаное покрытие и слишком узка, чтобы по ней без проблем проехала тяжелая военная техника.

Слева – Пограничная улица, справа – Полевая улица:

 

Возможные точки пересечения границы:

Впрочем, если бросить взгляд на спутниковые снимки местности, сделанные в апреле 2013 и в августе 2014 года, становится ясно, что «Бук» перевозили не по улице, а через поле, которое отделяет Верхнюю Ореховку от Северного – на втором снимке (справа) отчетливо видны следы тяжелой техники, которых нет на первом (слева). Скорее всего, здесь перебрасывалась и другая техника, кроме «Буков»:

Снимки этой местности на сервисе Google street view хотя и сделаны в 2013 году, дают хорошее представление о том, как она выглядит не сверху, а на земле. Граница в этом месте представляет собой разрыв между двумя полями, сохранился даже старый ржавый знак «зона таможенного контроля». Расстояние между деревьями вполне достаточное, чтобы там проехал тягач с прицепом:

В распоряжении Bellingcat нет снимков, на которых было бы видно «Бук» №3Х2 следующим с военной базы на аэродроме в Миллерово в Верхнюю Ореховку через российский Донецк. В то же время, в альбоме пользователя «ВКонтакте» Дмитрия З. есть множество фотографий другой техники, следующей таким маршрутом. Для этого, если судить по снимкам Дмитрия З., обычно использовалась трасса М4 – окольный путь через села Красновка и Зеленовка занял бы в 4 раза больше времени.

В сообществе «Подслушано в Донецке Р.О. (Ростовской области)» 22 июля была размещена запись, в которой администратор группы просит ее участников не публиковать фотографий и видео техники, «которая только что прошла» через город. Неизвестно, был ли в составе той колонны «Бук», который за 4 дня до этого вернулся из Донецкой области Украины в Верхнюю Ореховку, однако очевидно, что маршрут «Северный / Верхняя Ореховка – Донецк (Ростовская область) – Миллерово» часто использовался военными:

Выводы

В рамках этого расследования мы пришли к следующим выводам:

1. Воинская часть 11385 2-го автомобильного батальона 69-й отдельной бригады материально-технического обеспечения (ОБрМТО) 20-й общевойсковой армии Западного военного округа (основное место дислокации – Нижегородская область, Новосмолинское-Мулино) причастна к транспортировке военной техники к местам дислокации вдоль российско-украинской границы.

2. Воинская часть 11385-2 этого же батальона (основное место базирования – Калининец Московской области) причастна к транспортировке ракетных систем «Бук» в различные точки дислокации вдоль российско-украинской границы.

3. 147-й автомобильный батальон (в/ч 83466), расположенный в Москве, причастен к транспортировке «Бука» №232 в колонне, которая следовала из Курска в Миллерово 23-25 июня, а также к транспортировке другой военной техники в российский Донецк, рядом с украинской границей.

3. 2-й автомобильный батальон (в/ч 11385) и/или 147-й автомобильный батальон (в/ч 83466) причастен/причастны к транспортировке «Бука» №3Х2, предположительно сбившего «Боинг», в колонне, которая следовала из Курска в Миллерово 23-25 июня.

4. Дмитрий З., водитель тягача с номерным знаком 6902 НН50, доставил «Бук» №232 в Миллерово, но не переправлял «Бук» №3Х2, предположительно причастный к катастрофе «Боинга», через границу России и Украины (в последнюю неделю своей службы он возил другую военную технику к границе). Однако Дмитрий З. может знать водителя, который переправлял «Бук» на Украину, поскольку в колонне тот следовал сразу за ним. Более того, если оценивать связи водителей в социальной сети «ВКонтакте», можно сделать вывод, что они наверняка знакомы лично.

5. Есть четыре человека, которые могли доставить «Бук», сбивший «Боинг», в Миллерово, а затем в российский Донецк:

Владимир П., который стоит на фото, загруженном 26 июля, около прицепа с номером XP4679 50 (см. раздел 2);

неизвестный водитель, разместивший в сети «ВКонтакте» фотографию тягача с номером 4267АН50 16 октября 2014 года (см. раздел 4);

неизвестный водитель, разместивший фото тягача с номером 4267АН 50 28 июля 2014 года (см. раздел 4);

водитель, разместивший фотографию тягача с номером 4267АН50 на стене пользователя Дмитрия З. (см. раздел 5).

6. 25 июня колонна тягачей, которые везли «Буки», прибыла в Миллерово, откуда ракетные установки были развезены по разным точкам в районе российско-украинской границы. «Бук» №3Х2 был переправлен в российский Донецк по трассе М4, а затем пересек границу в районе сел Северное / Верхняя Ореховка в ночь на 17 июля. После катастрофы «Боинга» Малайзийских авиалиний 17 июля ракетная установка таким же путем вернулась в Россию.

7. Колонна «Буков», замеченная 19-21 июля, проследовала в военный лагерь на юго-востоке от города Каменск-Шахтинский, откуда ракетные установки были развезены по разным точкам в районе российско-украинской границы.

Копии этого расследования уже предоставлены и получены Международной комиссией по расследованию катастрофы рейса MH17 и Совместной следственной группой, занимающейся выяснением обстоятельств этой трагедии.

Метки: российско-украинский конфликт,Бук,MH17

Правда она как солнце — ее можно заставить на время замолчать, но она никуда не денется.